Как дизайнеру или программисту защитить себя если клиент дал заднюю? Учитесь на моих ошибках, а не на своих!

Содержание статьи
Расскажу одну поучительную историю, которая произошла со мной относительно недавно. Хочу сказать, что это первый случай, который возник за 14 лет работы в этой сфере.
Клиент, а точнее клиентка была знакомая моих родственников, которая целый год выходила на связь со мной, но никак не решалась начать работу. И вот все-таки наша встреча состоялась. Да-да, все вот эти мудрые слова, что тебя поджидает опасность там, где ее не ждешь — это правда.
Ошибка номер 1
Никогда не работай с теми людьми которым тебя порекомендовали твои друзья, знакомые, родственники! Это может сыграть с тобой злую штуку. Почему я так категоричен?! Ведь вроде бы это так просто и легко. Это же знакомые и у тебя есть кредит доверия (нет).
На самом деле вас будут использовать по полной, дружба поневоле так сказать. В любой момент о вас могут вытереть ноги, да еще и рассказать твоим знакомым, которые тебя посоветовали какой ты мудак и попросил оплату за свою работу.

Никогда не работай с людьми творческой профессии, они могут передумать в любой момент.

До этой встречи я отказал двум клиентам в создании и доработке сайта и оба клиента были творческой направленности. Я жопой чувствовал, что это будут адовая работа и это подтвердилось, когда мне заказчик рассказывал как согласовывал 200 картинок на будущем сайте с предыдущими разработчиками. На кого жаловался заказчик? Конечно, на бедных разработчиков, которые устали от бесконечных согласований.
Знаете, в мои 36 лет лучше сохранить нервы, чем потратить эти деньги на лечение. Но я как тот ежик, который кололся, плакал, но продолжал есть кактус. Нет, суть в том, что у меня семья и двое детей, которых надо кормить и всем отказывать в работе тоже не всегда получается.
Ошибка номер 3
Не стал глубоко интервьюировать клиента, не стал выяснять как себя позиционирует компания, так как повелся на этот проклятый "кредит доверия". Договорились, что я отрисую 2 варианта дизайна главной страницы и потом обсудим дальнейшую работу, правки и т. д. Ударили по рукам, я взял предоплату и ушел в закат. В принципе все складывалась как всегда, но тогда почему-то не заметил в ее взгляде легкий "привкус" недоверия, а он был.

На самом деле, сложности в дизайнерской работе возникают всегда и с адекватными людьми находишь общий язык. Что-то доработать или переделать это не проблема, но когда тебе категорически отказывают в дальнейшей работе, то невольно появляются мысли, а не подстава это ли? В тот злополучный день я именно так и подумал.
Ошибка номер 4
Вернулся к клиенту я только через 2 недели, с готовой презентацией работ. Никогда так не делайте
. Сейчас есть Фигма, Adobe Xd, где можно давать ссылку и клиент будет смотреть, что вы делаете. Не играйте в «черный ящик» выкладывайте все карты на стол. Пусть смотрит и показывает ваши наработки кому угодно. Люди любят реалити-шоу, а вы будете знать в правильном ли направлении двигаетесь или нет.

Ошибка номер 5
Что если клиент скажет, что ваша работа говно
и потребует вернуть деньги? В моем случае так все и было. Вы только представьте мое чувство стыда, которое я испытывал на встрече с клиентом. Меня просто унижали как могли и что-то доказывать было бесполезно. Тот день был просто разочарованием для меня.
Сколько денег вы должны будете вернуть если работа не получилась и ее не приняли? Правильно! У вас должен быть договор, где описана эта ситуация и сколько должны вернуть и сколько должны удержать ведь работа-то честно сделана, а что касается "нравиться и не нравиться" это субъективная оценка.

Пример договора для работы с трудными заказчиками
Вот мой пример договора, которым можете пользоваться. Я его переделал как раз после того случая. Увы, мне не хочется строить заборы, а хочется нормально работать, но раз в год и палка стреляет.
Обратите внимание на два этих пункта:
6.4. Каждая из Сторон может в любое время отказаться от исполнения настоящего Договора, предварительно уведомив другую Сторону не позднее, чем за 7 (семь) дней до даты расторжения. В этом случае Стороны производят взаимные расчёты, в том числе, за фактически выполненные к этому моменту услуги Исполнителем, в соответствии с Заданием (Приложение № 1).
6.4.1. Стоимость работ по взаимным расчетам формируется из количества дней, затраченных Исполнителем на выполнение работы, порученной Заказчиком, исходя из тарифа 3000 рублей за один день работы. Стороны условились, что подсчет времени является обязанностью Исполнителя.
В пункте 6.4.1 вы можете указать часы и произвести расчет по ним если у вас почасовая ставка.
Заключение
Учитесь на моих ошибках, а не на своих, не пренебрегайте "гигиеной деловых отношений". Старайтесь разобраться и понять какой перед вами заказчик перед заключением договора. Больше общайтесь перед тем как взять аванс, узнайте все до каждой мелочи. Задавайте больше уточняющих вопросов: "что такое красиво", "что такое поиграться со шрифтами" и т.д. У вас сложиться портрет заказчика и будет ясно стоит ли начинать работу или нет.